ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБУДО ДШИ пос. Парковый МО Тихорецкий район 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО ДШИ пос. Парковый МО Тихорецкий район Протокол № 3 _______________ М.А.Потапова от « 11 » января 2021г. « 11 » января 2021г. МБУДО ДШИ ПОС. ПАРКОВЫЙ МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Подписано цифровой подписью: МБУДО ДШИ ПОС. ПАРКОВЫЙ МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Дата: 2021.01.18 14:53:39 +03'00' ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА «РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Срок обучения 1 год пос. Парковый 2021г. ПРОГРАММА по учебному предмету «Коллективное музицирование» Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе -Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета Учебно-тематический план Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок V. Методическое обеспечение учебного процесса -Методические рекомендации преподавателя VI.Список литературы I.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе В данной программе по предмету «Коллективное музицирование» определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребёнка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства. Особое внимание уделено эмоциональночувственной, художественно-эстетической и ритмической сферам развития дошкольников. Данная программа разработана с учётом психофизических особенностей и возможностей детей раннего возраста. Программа «Коллективное музицирование» написана на основании анализа государственных программ для детских дошкольных учреждений: программа “Развитие” Л.А. Венгера и “Ладушки” И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, а также изучения системы Карла Орфа – как системы детского музицирования в оркестре. Программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнёрства в музицировании. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети и педагог активно участвуют в музыкальной деятельности. Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагог содействует обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылки их успешного общего, музыкального и социального развития. Развитие музыкальных способностей происходит как в исполнительской, так и в музыкально-образовательной деятельности, новой для дошкольников, включающей в себя системное ознакомление с музыкально-теоретическими сведениями и понятиями, которые сразу же закрепляются в исполнительской практике. Дети осваивают наиболее характерные музыкально-выразительные средства, элементами музыкальной речи, переводят их в слуховой опыт и осознанно применяют их в разучиваемых музыкальных произведениях. Так постепенно формируется музыкальное мышление ребенка, его способность эмоционально переживать содержание музыкального произведения в момент его исполнения. Специфика же возраста такова, что для более глубокого усвоения детьми полученных знаний, услышанного, им необходимо закреплять это в практических действиях. Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы 6 лет. Программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Урок проводится 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность урока во всех группах − 30 минут. Динамическая пауза между уроками – 10 минут. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Коллективное музицирование» сроком обучения 1год, продолжительность учебных занятий составляет–34 часа. Объем полного 1-летнего курса программы –34 часов. Учебный год разбивается на четверти, разделенные каникулами. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Количество смен – две. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в группах от 4 человек, что обеспечивает как возможность формирования навыков общения в группе, так и индивидуальный подход к каждому ребенку, а также использование в полной мере всего потенциала используемых методик, их формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель учебного предмета - формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, умения взаимодействовать в коллективе, развитие ритма и музыкального слуха, координации и творческих навыков, общее музыкальное развитие. Задачи учебного предмета Создать условий для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов. Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии). Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей потенциально одарённых детей. Формирование практических навыков игры на детских музыкальных инструментах и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования адекватно детским возможностям. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Школа искусств обеспечена необходимыми материально-техническими средствами. Для занятий используются: специализированные помещения для занятий с детьми дошкольного возраста специализированное учебное оборудование – ростовая мебель (столы стулья), технические средства обучения. наглядные средства обучения: плакаты, дидактический материал; игровые атрибуты; детские музыкальные инструменты; инструменты-самоделки; аудио - и нотные материалы. и пр. II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план № п.п 1. 2. 3. 4. 5. Первый год обучения Название разделов, блоков, тем Вводный урок Развитие чувства ритма. Музицирование Слушание музыки. Пение Контрольный урок Итого учебных часов: Количество часов 1 15 16 2 34 Развитие чувства ритма. Музицирование (игра на детских музыкально – шумовых инструментах) является наиболее доступной для детей и любимой ими формой музыкальной деятельности. Для развития музыкально-слуховых представлений важнейшей основой является пение и игра на детских музыкально – шумовых инструментах. Благодаря пению с детских лет формируется голос, интонационная гибкость, тембровая красочность. Пение помогает выразить свои чувства, эмоции, заряжает энергией. А игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. На занятиях разучивается определенный репертуар, дети обучаются навыкам игры на музыкальных и шумовых инструментах, знакомятся с их выразительностью, а также музицируют, импровизируют. Импровизации являются творческими проявлениями детей. В процессе музыкальной коллективной деятельности вырабатываются такие качества как дружба, взаимопонимание. Задача преподавателя – помочь ребенку воспринять, пережить и передать в своем исполнении образ, эмоциональный настрой музыкального произведения. Пение - разучивание детских песен, попевок, народных прибауток, потешек и др. Игра в шумовом оркестре – знакомство с различными ударно – шумовыми инструментами. Слушание музыки - слушание исполняемых произведений, анализ характера, средств музыкальной выразительности. Вокально-теоретическая подготовка - развивать вокальные данные с учетом индивидуальных возможностей. Обязательным условием этого этапа является развитие речи. Все упражнения проходят в форме игры. Приучать слышать друг друга в ансамбле. Работа над хоровыми навыками - упражнять в точном интонировании, развивать умение точно воспроизводить ритмический рисунок песни. Учебно-художественная работа - большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, что непосредственно влияет на формирование навыка образного исполнения произведения. Правильно воспринимать и воспроизводить манеру исполнения того или иного музыкального материала. Требования к репертуару – в репертуаре нужно использовать песни, наиболее простые по музыкальному содержанию и легко воспринимающиеся детьми младшего возраста. Это игровые песни, песни – заклички, прибаутки, потешки, дразнилки. III.Требования к уровню подготовки учащихся. К концу обучения дети должны Эмоционально реагировать на музыку, испытывать при этом радость, внимательно слушать ее; Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать ее характерные образы; Определять к какому жанру (марш, песня, танец) принадлежит прослушанное произведение и на каком инструменте оно исполняется; Уметь выражать свои впечатления от музыки в движении или рисунке; Определять общее настроение, характер музыкального произведения, выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, лад; овладеть певческими навыками: вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, игре на детских музыкальных инструментах. IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Основной формой деятельности учащихся на уроках «Коллективное музицирование» является игровая форма. Система контроля - контрольные уроки. Проводятся в устной форме раз в полугодие. Оценочная система у дошкольников отсутствует. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Реализация программы предусматривает наличие -фортепиано; -шумовые музыкальные инструменты народной традиции; - стулья; -наглядные пособия; -нотно-методические пособия; -аудиокассеты, компакт-диски, видеокассеты; -проигрыватель аудиокассет и компакт-дисков. Методические рекомендации преподавателям Личность педагога – один из решающих факторов успешности обучения в любом возрасте, но в дошкольном детстве это имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо быть грамотным, компетентным, знающим психологию данного возраста, четко осознавать цели деятельности с детьми и способы этой деятельности, владеть механизмом идентификации. Преподавателям ДШИ, владеющим педагогикой искусства, но работающим обычно с детьми 4-6 лет и старше, желательно пройти обучение на специальных курсах, раскрывающих особенности психологии дошкольников и специфику предмета. Структура занятий соответствует общепринятой методике, но должна быть особо детально продумана для дошкольников. Вариантов сценария самого урока может быть множество, в зависимости от стоящих перед педагогом задач, но каждые 5-7 минут необходимо либо менять вид деятельности, либо устраивать динамические паузы, чтобы удержать игру в рамках урока. Гибкая смена видов деятельности на уроке позволяет проводить его в пределах 30 минут без заметного утомления детей. VI.Список литературы 1. Абелян П. «Забавное сольфеджио»: Учеб.пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательский дом “КЛАССИКА – XXI”, 2005. 2. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Изд. Академия развития Ярославль 2008 3. Бекина С.И. «музыка и движение» Изд. «Просвещение» М.,1983 4. Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Изд. «Просвещение» М.,1985 5. КаплуноваИ., Новоскольцева И. « Этот удивительный ритм» (развитие чувства ритма у детей) / пособие для восп. и муз.рук. детск. дошк. учрежд. – СПб.: Издательство “Композитор - Cанкт-Петербург”, 2005. 6. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Изд. «Просвещение» М.,1982 7. КореневаТ. Ф. « Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста»: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. 8. Метлов Н.А. «Музыка детям» Изд. «Просвещение» М.,1985 Михайлова М.А., Горбина Е.В. «Поем, играем и танцуем дома и в саду» Изд. Академия развития Ярославль1996 9. Праздничные утренники в детском саду: песни, игры и танцы для детей в сопровождении фортепиано (баяна). Изд. 3 / сост.: Н. Метлов, Л. Михайлова. – М.: Из-во “Советский композитор”, 1985. Т.Бырченко. С песенкой по лесенке: пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. Изд. 2, переработанное. – М.: Из-во “Советский композитор”, 1984 10. Радынова О.П. «Слушаем музыку» Изд. «Просвещение» М.,1990 11. Раевская Е.П. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Изд. «Просвещение» М.,1991 ПРОГРАММА по учебному предмету «Развитие речи» I. Структура программы учебного предмета Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета VI. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования VII. Требования к уровню подготовки учащихся VIII. Формы и методы контроля, система оценок IX. Методическое обеспечение учебного процесса -Методические рекомендации преподавателям X. Список литературы и средств обучения Пояснительная записка , Характеристика учебного предмета его место и роль в образовательном процессе Рабочая программа по предмету «Развитие речи» предназначена для организации занятий с учащимися раннего эстетического развития в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей детская школа искусств пос. Парковый муниципального образования Тихорецкий район. Данная программа разработана на основе Примерной программы И. Е. Домогацкой «Развитие речи» 2004 года, сохраняет все основные положения программы, но вносит свои изменения в некоторые разделы, конкретизирует целевые установки и содержательную основу учебного курса по предмету. Актуальность данной программы обусловлена современными объективными условиями деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей. «Развитие речи» является необходимым предметом в учебном комплексе, предлагаемом в рамках групп раннего эстетического развития. Его роль особенно велика для категории тех детей, которые не посещают другие дошкольные образовательные учреждения. Педагогическая целесообразность программы определяется ориентацией на процесс осознания детьми своих ощущений и эмоций и их словесное обозначение. Отличительные особенности программы состоят в наличии учебнотематического плана для однолетнего срока обучения, который последовательно конкретизируется в содержании и методическом обеспечении программы; дифференцированном подходе в выборе форм, методов обучения. В программе вносятся изменения в отбор тем, в порядок их изучения, в отбор материала по темам. Программа базируется на принципе неразрывности развития интеллекта ребенка и его эмоционального мира. Процесс обучения дошкольника возможен только в атмосфере радости и постоянного интереса. Привлечение слуховых и зрительных образов, связанных с музыкальным и изобразительным искусствами, позволяет не только расширить, содержательную палитру предмета, но и эффективно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. В процессе обучения дети осознают и обозначают не только явления окружающей жизни, предметного мира, но и свои ощущения, чувства; дают оценку явлениям и поступкам. Таким образом, процесс обучения решает также задачи воспитания и развития личности. В ходе занятий ребенок знакомится с народным творчеством, с произведениями русских писателей и поэтов (пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями, рассказами и т.д.). Это играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Чтение детям литературных произведений обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок детской фантазии и творчеству, пробуждает познавательную активность, самостоятельность, яркую индивидуальность. Определенное место в курсе занимают фразеологизмы. Работа с ними привлекает внимание детей к необычным выражениям. Использование фразеологизмов придаст речи ребенка особую яркость, четкость и образность. 2. Срок реализации учебного предмета «Развитие речи» для детей, поступивших в образовательное учреждение первый год обучения в возрасте с 6 лет, составляет 1 год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Развитие речи»: Объем часов на каждый год обучения – 34 часа. Объем полного 1летнего курса программы –34 часа. Учебный год разбивается на четверти, разделенные каникулами. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Количество смен – две. 4. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в группах от 4 человек, что обеспечивает как возможность формирования навыков общения в группе, так и индивидуальный подход к каждому ребенку, а также использование в полной мере всего потенциала используемых методик, их формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность урока - 30 минут. Динамическая пауза между уроками – 10 минут. Урок проводится 1 раз в неделю по 1 учебному часу. 5. Цели и задачи учебного предмета «Развитие речи» Цель - развитие мышления детей, осознанного восприятия явлений окружающего мира; формирование связной речи. Задачи I. Образовательные: - сформировать связную речь; - развивать умения содержательно и логично строить высказывания, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений; II. Развивающие: - развивать умение выражать свои мысли и чувства; - развивать умение говорить красиво и правильно. III. Воспитательные: - сформировать навыки общения с разными людьми в различных ситуациях. Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Школа искусств обеспечена необходимыми материально-техническими средствами. Для занятий используются: специализированные помещения для занятий с детьми дошкольного возраста специализированное учебное оборудование – ростовая мебель (столы стулья); технические средства обучения. наглядные средства обучения: плакаты, счетный - раздаточный материал, шнуровки, мозаики, игрушки и пр. II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план Первый год обучения Название разделов, блоков, тем № п.п 1. Вводный урок 2. Изучение предметного и чувственного мира 3. Изучение элементов речевого языка и средств речевой выразительности 4. Формирование связной речи 5. Знакомство с литературными произведениями 6. Контрольный урок Итого учебных часов 1. Вводный урок Знакомство со школой, преподавателями, детьми. 2.Изучение предметного и чувственного мира Количество часов 1 7 8 4 9 2 34 Определение признаков одушевленных и неодушевленных предметов. Соотношение понятий «живые и неживые предметы» с понятием «одушевленные и неодушевленные предметы». Названия и жизнь растений и насекомых. Слова, обозначающие действия предмета. Движения живых и неживых предметов. Восприятие скорости движения. Виды транспорта. Восприятие содержания библейских историй. Жизнь Христа. Этимология новых слов «святой», «ангел», «молитва» и т. д. Традиции празднования Рождества. Восприятие признаков предметов. Обозначение цвета, формы, вкуса, собственных ощущений, черт характера, настроения и т. д. Слуховая дифференциация вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. Слова – синонимы, слова – антонимы. Формирование умения объединять предметы в множества по определенному свойству. Этимология имени. Имена полные, неполные, уменьшительные. Отчества и фамилии. Значение слов «скоморох», «актер», «сцена», «балет», «опера». 3. Изучение элементов речевого языка и средств речевой выразительности Звуковые, буквенные, словесные игры. Буквы и звуки в начале, середине, конце слов. Словообразование: множественное число предметов. Словесные игры с заменой одного звука: ДОМ - ДЫМ, ДОМ- ТОМ, ДОМ- ДОН и т. д. Прохлопывание слогов. Определение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов. 4. Формирование связной речи Обогащение активного словаря глаголами, обозначающими движение. Обогащение речи за счет введения прилагательных. Использование слов – синонимов, слов – антонимов. Решение логических задач. Формирование умения связно объяснять логический ход. Развитие мыслительных операций (процессы сравнения, классификации и т. д.). Умение рассказать о себе, о своей семье. Составление рассказов по одной и нескольким картинкам. Пересказ рождественских историй. Словообразование: существительное – глагол (дым - дымить), уменьшение предмета (блюдо - блюдце - блюдечко), существительное – прилагательное (доброта - добрый). Введение в активный словарь описательных словосочетаний, определяющих состояние природы осенью, зимой, весной. Формирование умения отвечать на вопросы, связанные с содержанием литературных произведений. Определение характеров героев. Составление словесных портретов. Обозначение своего отношения к героям литературных произведений. Составление небольших предложений и рассказов на пройденные темы. Разыгрывание русских народных сказок в лицах. Разучивание стихов наизусть на пройденные темы. Составление рассказов - описаний по памяти, по картинкам. Пересказ с использованием опорных слов. Игры в рифмы. 5. Рекомендуемая художественная литература Сказки братьев Гримм. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане». К. Чуковский «Тараканище». Л. Толстой «Филлипок» В. Волина «Учимся, играя». «Библия для маленьких». Фильмы киностудии: «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек». III. Требования к уровню подготовки учащихся К концу года обучения ребенок научится: -различать гласные и согласные буквы; -делить слова на слоги; -определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное; -мыслить и выражать своё отношение к происходящему в различных жизненных ситуациях; - составлять сюжетные рассказы по картинкам и предложенным темам; -пересказывать тексты от имени персонажей; -придумывать продолжение рассказов; -делиться впечатлениями об окружающем мире; -пользоваться словесными формами проявления вежливости. Ожидаемым результатом должна стать психологическая и эмоциональная готовность детей к дальнейшему сложному процессу обучения в школе искусств. IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Основной формой деятельности учащихся на уроках «Развития речи» является игровая форма. Система контроля за развитием умений и навыков дошкольников строится на творческих и игровых заданиях. Формами контроля за развитием творческих, исполнительских, двигательных, речевых навыков учащихся являются игры, участвуя в которых, дети демонстрируют умения и навыки, полученные на занятиях. Контрольные уроки проводятся в устной или письменной формах раз в полугодие. Методы контроля – опрос, беседа. Наблюдение за общим развитием ребенка. Формы контроля - контрольный урок. Результат контроля - безоценочный. V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Реализация программы предусматривает наличие наглядных пособий ,мелких игрушек, большого количества приобретенных и изготовленных игр и методических пособий, книг для детей и преподавателей и многого другого. Методические рекомендации преподавателям Одним из главных в работе с малышами является то, что, работая в группе, необходимо изучить индивидуально каждого ребенка и создать психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития каждого ребенка. Методика преподавания в подготовительных классах должна строиться так, чтобы выявить каждого ребенка, приобщить его к музыкальной культуре, привить ему не только специальные навыки, но и дать ему часть теоретических знаний, которые могут быть усвоены в этом возрасте, а именно в возрасте 5-6 лет дети охотно импровизируют, фантазируют. Эту естественную склонность и надо использовать в процессе обучения. Важно, чтобы занятия с детьми стали праздником. А праздник, когда игра сменяется игрой, ребенок живет игрой, впитывает в себя каждой клеточкой восторг игры, и незаметно для себя еще и пользу. Праздник-это рассказывать и запоминать, учиться и придумывать, мечтать и чувствовать. Надо помнить, что именно в игре дети познают мир, игра-это основной вид деятельности детей. Очень любят дети заниматься творчеством, поэтому, планируя структуру урока, необходимо помнить, что творчество не только интересно детям, но и полезно. Педагог должен любить каждого ребенка, (дети это очень чувствуют) сочувствовать ему, сопереживать, должен уметь заинтересовать, но ни в коем случае не заставлять, иначе можно надолго «отбить» интерес к познанию мира. Помните: никакого насилия. Необходимо, чтобы педагог не сообщал информацию, а создавал условия для собственных наблюдений и размышлений.Поэтому в работе с малышами большое значение имеет создание проблемных ситуаций - это одно из эффективных средств активизации мыслительной деятельности детей. Предлагая проблемные вопросы, педагог ставит перед детьми необходимость преодолевать затруднения, учит их искать и находить ответы на вопросы самостоятельно. Когда ребенок находит выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, т. к. проблемная ситуация требует от него не только активного использования уже усвоенных знаний, но и элементарной творческой выдумки самостоятельных действий. Не следует чрезмерно опекать малышей, руководить их действиями, в таком случае дети ждут от учителя готовых указаний, разъяснений, ответов, не хотят сами мыслить, размышлять, спрашивать, не умеют задавать вопросы, и самостоятельная деятельность не развивается. Свидетельство того, что в действиях малыша ярко выражены элементы контроля и самоконтроля является его быстрая реакция на умышленно неверную «отгадку» учителя, мотивированно отвести неправильный ответ. В работе с малышами немаловажную роль играет наглядность. Наглядно не пособия должны быть красочными, а игры занимательными, тогда дети долго проявляют к ним интерес. Яркий наглядный материал позволяет педагогу успешно проводить занятия, эффективность которых достигается за счет игровых действий, соревновательных моментов. Наглядные средства дают возможность педагогу чаще общаться с каждым ребенком. Необходимо вдумчиво относиться к наглядности и заботиться о том, чтобы чрезмерное применение наглядных пособий не снижало мыслительной деятельности детей. Хочется подчеркнуть особую роль преподавателя, работающего с малышами. Преподаватель - это первый учитель в жизни ребенка, который навсегда останется в памяти ребенка. Преподаватель должен быть не только грамотным и компетентным, но и искренне заинтересован в успехах детей ради самих детей. Все должно быть продумано: речь, манера общения, даже одежда и прическа, все до мелочей. Преподаватель не только должен давать возможность учить детей игре, но и играть с ними, увидеть и предугадать наперед. Тогда преподаватель не только подготовит детей к обучению в музыкальной школе, но и воспитает в них творческую личность, готовую жить и творить, радоваться жизни. Планируя занятия, необходимо обратить внимание на структуру урока. Каждое развивающее занятие, независимо от темы, в содержание включает 3 части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть занятия включает ритуал приветствия и «планирования» с детьми игр и упражнений, которые посвящены занятию. Основная часть занимает большую часть времени (3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующей программы. Занятия могут быть математические, а также на развитие воображения, мышления, памяти, познавательных функций, развитие мелкой моторики рук, слуха, ритма, голоса. Структура занятий 1-2 года обучения - больше времени планировать на общее развитие интеллекта. Надо учитывать, что дети дошкольного возраста отличаются повышенной возбудимостью, утомляемостью, и поэтому при планировании урока необходимо чередовать различные виды деятельности. Наряду с развивающим обучением (играми) использовать минутку шалости, которая способствует расслаблению и снятию напряжения: подвижные игры, пальчиковую гимнастику. Заключительная часть. Своеобразное подведение итогов, обеспечить условия перехода из «мира свободы, фантазии и игры» в мир реальности и бытия. Для подведения итогов лучше, если дети будут сидеть в ряд (глаза в глаза с учителем), обмениваясь впечатлениями: «Во что мы сегодня играли?», «Что понравилось?» Завершающим штрихом музыкальное прощание (ритуал). Ритуал прощания играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «педагог - ребенок» - отношения доверия и взаимопонимания. Структура занятий соответствует общепринятой методике, но должна быть особо детально продумана для дошкольников. Вариантов сценария самого урока может быть множество, в зависимости от стоящих перед педагогом задач, но каждые 5-7 минут необходимо либо менять вид деятельности, либо устраивать динамические паузы, чтобы удержать игру в рамках урока. Гибкая смена видов деятельности на уроке позволяет проводить его в пределах 30 минут без заметного утомления детей. VI.Список литературы Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.» айрис Пресс М,, 2005 Агафонов В., Соболева О. «Волшебный праздник числа» ООО «АСТ – Пресс книга» 2002 Большая книга дошкольника «Росмэн» Москва 2008 Безруких М. М. Филиппова Т. А. «Учимся рассказывать по картинкам». ООО «Дрофа» Москва 2000 Волина В. «Учимся играя» «Новая школа» М., 1994 Воробьева Т. А. «Составляем рассказ по серии сюжетных картинок» СанктПетербург 2010 Гаврина С. Е. «Развиваем мышление» «Росмэн - пресс» 2005 Гербова В. В. Комарова Т. С. « Развитие речи у дошкольников» Изд. « Мозаика - синтез» Гербова В. В. Комарова Т. С. « Уроки грамоты для малышей» Изд. « Мозаика синтез» Давыдова Т. «Развиваем речь» ООО «Стрекоза» 2010 Давыдова Т. «Времена года» «Стрекоза - Пресс» 2004 Жукова О. «Учимся говорить» Изд. Дом «Нева». Земцова О. Н. «Тесты для 5-6 лет» М., 2010 Земцова О. Н «Найди отличия» ЗАО «Махаон» М., 2005 «Изучаем природу» Сост. Т. Давыдова «Стрекоза» Тула Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» «Сфера» М., 2005 Колесникова Е. В. «Математика» для 4- 5 лет «Сфера» М., 2008 Колесникова Е. В. «Математика» для 5- 6 лет «Сфера» М., 2009 Петлякова Э. Н., Подгорная С. Н. «Логика и счет» Изд. «марТ» Москва- Ростовна- Дону 2005 Пикулева Н. «Слово на ладошке» «Новая школа» М., 1997 «Развиваем мышление» Росмэн- пресс М., 2008 «Развиваем речь» Сост. Т. Давыдова «Стрекоза» Тула «Развиваем речь» Изд. «Олма - пресс Экслибрис» 2003 «Тесты для дошкольников» Росмэн - пресс М., 2005 «Учимся читать» Росмэн - пресс М., 2008 Шарикова Е. «Времена года» ООО «Стрекоза» 2010 «Что вокруг?» ООО Изд. «Росмэн - Пресс» 2004 ПРОГРАММА по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени Цель и задачи учебного предмета Структура программы учебного предмета Методы обучения Описание материально-технических условий реализации учебного предмета XI. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план Годовые требования XII. Требования к уровню подготовки учащихся XIII. Формы и методы контроля, система оценок XIV. Методическое обеспечение учебного процесса -Методические рекомендации преподавателям XV. Список литературы и средств обучения I.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» предназначена для организации занятий с учащимися раннего эстетического развития в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детская школа искусств пос.Парковый муниципального образования Тихорецкий район. Вид программы: авторская Актуальность данной программы обусловлена современными объективными условиями деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей. «Ознакомление с окружающим миром» является необходимым предметом в учебном комплексе, предлагаемом в рамках групп раннего эстетического развития. Его роль особенно велика для категории тех детей, которые не посещают другие дошкольные образовательные учреждения. Педагогическая целесообразность программы определяется ориентацией на процесс осознания детьми своих ощущений и эмоций и их словесное обозначение. Отличительные особенности программы состоят в наличии учебнотематического плана для однолетнего срока обучения, который последовательно конкретизируется в содержании и методическом обеспечении программы; дифференцированном подходе в выборе форм, методов обучения. В программе вносятся изменения в отбор тем, в порядок их изучения, в отбор материала по темам. Программа базируется на принципе неразрывности развития интеллекта ребенка и его эмоционального мира. Процесс обучения дошкольника возможен только в атмосфере радости и постоянного интереса. Привлечение слуховых и зрительных образов, но и эффективно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. В процессе обучения дети осознают и обозначают не только явления окружающей жизни, предметного мира, но и свои ощущения, чувства; дают оценку явлениям и поступкам. Таким образом, процесс обучения решает также задачи воспитания и развития личности. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.). 2. Срок реализации учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте 6 лет, составляет 1 год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром»: Объем часов 1 год обучения – 34 часа. Объем полного 1-летнего курса программы –34 часа. Учебный год разбивается на четверти, разделенные каникулами. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Количество смен – две. 4. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в группах от 4 человек, что обеспечивает как возможность формирования навыков общения в группе, так и индивидуальный подход к каждому ребенку, а также использование в полной мере всего потенциала используемых методик, их формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность урока - 30 минут. Динамическая пауза между уроками – 10 минут. Урок проводится 1 раз в неделю по 1 учебному часу. 5. Цели и задачи учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» Основная цель предмета - формирование социального опыта дошкольника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения к ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Основные задачи данной программы. Развивающие – развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности. Образовательные - сформировать знания об окружающем их мире. Воспитательные – воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к ее истории. Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека. • • • • Структура программы Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; • • формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Школа искусств обеспечена необходимыми материально-техническими средствами. Для занятий используются: специализированные помещения для занятий с детьми дошкольного возраста; специализированное учебное оборудование – ростовая мебель (столы стулья); технические средства обучения :мультимедийный проектор, интерактивная доска; наглядные средства обучения: плакаты, раздаточный материал и пр. II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план № п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Первый год обучения Название разделов, блоков, тем Вводный урок Человек и другие люди. Мое Отечество. Семья. Труд взрослых. Человек и природа. Наша планета - Земля. Природные явления. Времена года. Количество часов 1 3 4 2 3 10 3 3 3 10. Контрольный урок. 2 11. Итого учебных часов: 34 Первый год обучения 1. Вводный урок Встреча со школой, преподавателями, детьми. Как мы провели лето. 2.Человек и другие люди. Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий) внутри организма. Правила гигиены. Движение человека. Внутренний скелет. Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека. Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Органы дыхания. Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу.. Нервы – «провода» нервной системы. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Органы чувств. Глаза – органы зрения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. 3. Мое Отечество. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Москва – столица России. Государственная символика России: герб, флаг, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Как рождалось и развивалось наше государство. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Крупные российские города и реки. Санкт – Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру IМедный всадник, разводные мосты через Неву). Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи. Родной край – частица России. Родной город (село0, регион (область, край).Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. 4.Семья. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. 5.Труд взрослых. Значение труда в жизни человека. Уточнить и расширить представление детей о профессиях людей. Воспитывать уважение к людям любых профессий. Общественный транспорт. Наземный, воздушный водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. 6.Человек и природа. Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края. Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных(воздух, вода, тепло, пища).Насекомые, птицы, рыбы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Роль животных в природе и жизни людей. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира. Красная книга России, ее значение, отельные представители растений и животных красной книги. 7. Наша планета – Земля. Земля – планета, на которой мы живем. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Форма Земли. Планеты и звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Особенности поверхности родного края. 8.Природные явления. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад. Листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. 9.Времена года. Обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды(например, как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые). Конкретные представления о приспособлениях к сезонным изменениям природы человека (внешний вид, поведение, типичные для времени года виды труда, отдыха). III. Требования к уровню подготовки учащихся К концу года дети должны знать: - свое имя и фамилию, имя и фамилию своих родителей, кем они работают; - название своего города (села); - название столицы Родины; - название нашей планеты; - названия основных профессий людей, объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям; - времена года, части суток, дни недели в их последовательности; - весенние, летние, осенние и зимние месяцы; - названия самых распространенных растений, животных, насекомых; - названия популярных видов спорта; - лекарственные растения; - самых распространенных профессий; - праздники; - о природных и погодных явлениях; - города России; - некоторые дорожные знаки и их назначение; Отличать: - хищных животных от травоядных; - перелетных птиц от зимующих; - садовые цветы от полевых; - деревья от кустарников; - диких животных от домашних; - фрукты от ягод и овощей; Уметь: - называть все явления природы; - ориентироваться во времени. Иметь: - представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; - представление о школе, библиотеке, музее; - знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента; - представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; - о народных промыслах; - представление о материках; - представление о погоде и климате; - представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде; - знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.) - представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. -различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. -устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут се мян и др.). -правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). -определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.). IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Методы контроля – опрос, беседа. Наблюдение за общим развитием ребенка. Формы контроля - контрольный урок. Результат контроля - безоценочный. Методика определения результатов каждого года обучения. Система контроля за развитием умений и навыков дошкольников строится на творческих и игровых заданиях. Раз в полугодие проводятся контрольные уроки. Это подведение итогов. Отметить достижения детей. Вручение маленьких сувениров. Упражнения «Круг друзей», «Передай тепло», «Передай улыбку», «Я хочу тебе сказать…» V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых не только закрепляются знания, но и формируется у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы. По каждой теме предлагается определённый объём знаний с постепенным усложнением и повторением ранее изученного, с учётом дидактических целей и возраста детей. Процесс обучения дошкольника возможен только в атмосфере радости и постоянного интереса. В процессе обучения дети осознают и обозначают не только явления окружающей жизни, предметного мира, но и свои ощущения, чувства; дают оценку явлениям и поступкам. Таким образом, процесс обучения решает также задачи воспитания и развития личности. Результатом занятий по данному предмету должна стать психологическая и эмоциональная готовность детей к дальнейшему сложному процессу обучения в школе искусств. Для успешной реализации задач данной программы необходимы: карты мира, России, родного города; глобус; иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия; предметы сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения; изделия или иллюстрации народного творчества; технические средства. Методические рекомендации преподавателям Система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Методика работы с детьми соответствует задачам программы. Педагог может проявить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми ещё более успешной, значимой. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. В ходе реализации учебной дисциплины планируется использовать следующие виды детской деятельности: игровая: разыгрывание сюжетных действий из жизни животных и растений; развивающие игры, в том числе и компьютерные («Лунтик познает мир», «Собери фрукты» и др.). Сюжетно-ролевые игры («Сбор урожая», «Туристы», «Следопыты», «Лесная аптека» и др.) Дидактические игры («Чудесный мешочек», «Найди себе пару», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Вершки и корешки», «Что хорошо, что плохо», «Опасно – безопасно», «С какого дерева листочек», «Когда это бывает?», «Детки на ветке», «Найди дерево (цветок) по описанию», «Ботаническое лото», «Съедобное – несъедобное» и др.). Игры-путешествия («Путешествие в осенний лес», «Что где растёт», «В гости в сказочный лес», «Расскажи без слов»); предметные игры, игры-имитации из жизни живой и неживой природы и др. и др. познавательно-исследовательская: исследования объектов природы через наблюдение за объектами экологической тропы, живого уголка, природы, явлениями природы; экспериментирование: опыты с водой, песком, глиной, воздухом, объектами живой природы («Как увидеть воздух?», «Цветные льдинки», «Превращение снега в воду», «Лепим колобки», «Печём куличики», «Весёлые кораблики», «Тонет – не тонет» и др.); наблюдения: «Свет и тень», «Что было, что стало?» и др.; ситуативный разговор: («К нам приехал Айболит», «Почему зимой люди одеваются в теплую одежду?» и др.); обсуждение проблемных ситуаций («Что нам осень принесла?», «Почему нельзя жечь сухие листья?», «Шла Маша в детский сад, а вокруг лужи. Как пройти и не замочить ноги?», «Что было бы, если бы не было леса» и др.); коммуникативная: овладение навыками взаимодействия с другими детьми и со взрослыми; развитие навыков общения: доброжелательного отношения и интереса к другим детям, умения вести диалог, согласовывать свои действия и мнения с потребностями других, умение помогать товарищу и самому принимать помощь, умение решать конфликты адекватными способами; восприятие художественной литературы и фольклора: слушание книг и рассматривание иллюстраций; обсуждение произведений («Снегурочка», «Зимовье», «Двенадцать месяцев», П. Бажова «Серебряное копытце», Н. Никитина «Встреча зимы», М. Пожарова «Заклинание зимы», А. Яшина «Покормите птиц», С. Есенина «Поет зима – аукает», Я. Акима «Первый снег» и др.); просмотр мультфильмов («Сказочка про козявочку», «Муравьишкахвастунишка», «Дудочка и кувшинчик», «Грибок-теремок» и др.); отгадывание загадок; обсуждение пословиц («Мороз не велик, да стоять не велит»), примет (красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду; небо кажется высоким – к вёдру); драматизация фрагментов, разучивание песен, стихов и загадок о животных, временах года и природных явлениях; конструирование из разных материалов: модели и макеты («Осень наступила», «Времена года», «День – ночь», «Как хлеб на стол пришёл», «Вспомни и расскажи, «Выложи с помощью модели…» и т.д.); коллективные проекты («Осенняя фантазия», «Дары осени», «Зимняя сказка» и др.); изобразительная: отражение впечатлений от природы во всех видах продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации; двигательная: подвижные игры («Листопад», «Раз, два, три к дереву беги», «Найди пару», «У медведя во бору», «Прятки» и др.); самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице, как в режимной, так и в самостоятельной деятельности: подкормка зимующих птиц, ведение специального календаря и т.п. Знакомство ребёнка с окружающим его миром осуществляется в режимных моментах, в свободной совместной деятельности взрослого с детьми, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей и во время, отведённое на непосредственно образовательную деятельность. Особое внимание уделяется формированию творческого воображения как центрального психического новообразования дошкольного детства и развитию любознательности как основы познавательной активности у дошкольника. В связи с этим в программе предусмотрены игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером); игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов, сопровождением их речью; рассматривание детских журналов с творческими заданиями; игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п. VI.Список литературы Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.» айрис Пресс М,, 2005 Большая книга дошкольника «Росмэн» Москва 2008 Большая энциклопедия дошкольника «Роосса» Москва Давыдова Т. «Времена года» «Стрекоза - Пресс» 2004 Егупова В. А., Пятак С. В. «Познаем мир» Эксмо Москва 2012 Земцова О. Н. «Тесты для 5-6 лет» М., 2010 «Изучаем природу» Сост. Т. Давыдова «Стрекоза» Тула «Тесты для дошкольников» Росмэн - пресс М., 2005 Паникова Е. А. Инкина В.В. «Беседы о космосе» Шарикова Е. «Времена года» ООО «Стрекоза» 2010 «Что вокруг?» ООО Изд. «Росмэн - Пресс» 2004 Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах» «Сфера» Москва 2011 Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» «Сфера» Москва 2012 Шорыгина Т. А. «Беседы о пустыне и полупустыне» «Сфера» Москва 2009 Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени» «Сфера» Москва 2010 Шорыгина Т. А. «Беседы о тайге и ее обитателях» «Сфера» Москва 2009 Шорыгина Т. А. «Беседы о дальнем востоке» «Сфера» Москва 2010 ПРОГРАММА по учебному предмету «Этика» I. Структура программы учебного предмета Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Цель и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения XVI. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования XVII. Требования к уровню подготовки учащихся XVIII. Формы и методы контроля, система оценок XIX. Методическое обеспечение учебного процесса -Методические рекомендации преподавателям XX. Список литературы и средств обучения I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Рабочая программа по предмету «Этика» предназначена для организации занятий с учащимися раннего эстетического развития в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей детская школа искусств пос.Парковый муниципального образования Тихорецкий район. Вид программы: авторская. Актуальность данной программы обусловлена современными объективными условиями деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей. «Этика» является необходимым предметом в учебном комплексе, предлагаемом в рамках групп раннего эстетического развития. Его роль особенно велика для категории тех детей, которые не посещают другие дошкольные образовательные учреждения. Педагогическая целесообразность программы определяется ориентацией на процесс осознания детьми этической культуры, основанную на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей. Отличительные особенности программы состоят в наличии учебнотематического плана для однолетнего срока обучения, который последовательно конкретизируется в содержании и методическом обеспечении программы; дифференцированном подходе в выборе форм, методов обучения. В программе вносятся изменения в отбор тем, в порядок их изучения, в отбор материала по темам. 2. Срок реализации учебного предмета «Этика» для детей, поступивших в образовательное учреждение первый год обучения в возрасте с 6 лет, составляет 1 год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Этика»: Объем часов на каждый год обучения – 34 часа. Объем полного 1-летнего курса программы –34 часа. Учебный год разбивается на четверти, разделенные каникулами. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Количество смен – две. 4. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в группах от 4 человек, что обеспечивает как возможность формирования навыков общения в группе, так и индивидуальный подход к каждому ребенку, а также использование в полной мере всего потенциала используемых методик, их формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Продолжительность урока - 30 минут. Динамическая пауза между уроками – 10 минут. Урок проводится 1 раз в неделю по 1 учебному часу. 5. Цели и задачи учебного предмета Цель: помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него. Представление о нормах отношений между людьми, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Задачи: Образовательные: - учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета; - обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»; Развивающие - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; - развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; - развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Воспитательные - способствовать воспитанию интереса к окружающим людям; - помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания; - способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма. 6.Структура программы Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. 7.Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический; -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Школа искусств обеспечена необходимыми материально-техническими средствами. Для занятий используются: специализированные помещения для занятий с детьми дошкольного возраста специализированное учебное оборудование – ростовая мебель (столы стулья); технические средства обучения. наглядные средства обучения: плакаты, игрушки и пр. II.Содержание программы Учебно-тематический план Первый год обучения № п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название разделов, блоков, тем Вводный урок Я и моя семья. Мои поступки. Я дома и в гостях. Школа вежливости. Уроки красоты. Контрольный урок. Итого учебных часов: Количество часов 4 4 6 6 5 7 2 34 Вводное занятие. Раскрытие значения вежливых слов, формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Знакомство. Приветствие. Знакомство с детьми. Знакомство детей с предметом "Этика". Рассказ педагога о традициях знакомства и приветствия в разные времена, у разных народов. В мире "волшебных" слов. Для чего нужны вежливые, добрые слова? Беседа "Что значит быть вежливым?". У каждого есть имя. Кто я. Как меня зовут. Бывают ли люди, у которых нет имени? Для чего нужны имена? А кто еще имеет имена? Что означает мое имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Я и моя семья. Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. Моя семья. Родословная. Дискуссия "Что такое семья". У всех ли людей есть родители, семьи? Хорошо или плохо, что у человека есть семья? А зачем человеку семья? Как относятся к своим детям родители? А дети к родителям? Вывод: семья - это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо. Понятие родословной Мои предки. Рисование "Древо рода моего". Рассматривание семейных фотографий (предварительная работа с родителями). Самая хорошая. Обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи, ее труду, воспитание желания помогать маме, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками. У каждого существа на свете есть мама. Рассказ детей о своих мамах. Чтение "Разбитая ваза", "Сыновья" В.Осеевой. Обсуждение прочитанного. Разговор о бабушке. Воспитание любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать их заботливым отношением к ним. Стихи о бабушке. Рассматривание фотографий бабушек (предварительная работа с родителями. Дом, в котором я живу. Беседа "Что значит любить родителей". Как вести себя в собственном доме? Обязанности членов семьи. Каждой вещи свое место. Родители любят тебя всегда, но… (ситуации для обсуждения). Правила поведения: Чистить обувь у подъезда Не рисовать на стенах Не кричать в подъезде Беречь то, что создано другими Здороваться с соседями. Я и мое тело. Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Понимание индивидуальных особенностей других людей. Уроки Мойдодыра. Бережное отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни. Как правильно одеваться, чистить зубы. Надо ли делать зарядку? "Сказка о грязнулях". Мои друзья. Мои помощники. Как у всех людей у меня есть руки, ноги, голова, язык, глаза, уши, рот, нос. Это мои помощники. С их помощью я узнаю все о мире, в котором живу. Если у человека не видят глаза, его называют слепым, не слышат уши - глухим. Таким людям трудно жить, поэтому я должен им всегда помогать, никогда не смеяться над ними. Учить детей сопереживать. Я и мои эмоции. Учимся "прислушиваться" к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управления ими. Развитие самоощущений. Настроение. Знакомство с эмоциями человека. Рассказ педагога и детей о своих чувствах и переживаниях, когда: больно ударили, получил подарок, громко загудела машина, гремит гром, играет веселая музыка. Учимся расслабляться. Умеют ли руки разговаривать. Выразительные жесты - помощники общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Жест и его значение. Многозначность жеста. Рассказ о балете. Игры "Где мы были, вам не скажем, а что делали, - покажем", "Отгадай, кого изображаю", "Расскажи стихи руками","Вкусные конфеты". Я и другие люди. Познание себя через отношения с другими. Построение отношений с другими людьми. Формирование понятий и представлений. Учить искать выход из конфликтных ситуаций. Права человека. Я и другой. Мы - разные. Все люди разные, но права у всех одинаковые. Дать детям первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и равенстве их прав. Взаимоотношения. Развитие чувства общности. Формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. С кем бы ты хотел дружить? Формирование понятия "друг", "дружба". Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Закрепление положительных ассоциаций с понятиями "друг", "дружба". Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка. Не допустимы насмешки, прозвища и т.д. Проблемная ситуация для обсуждения – почему со мной не играют другие дети? Чтение "Два товарища" Л.Толстого, "Жадина" Я.Акима, "Подруги" Л.Фоминой. Беседа 'Что такое дружба", "Кого можно назвать другом" "Скажи ласковое слово соседу", "Я и мои друзья". Пословицы, поговорки о дружбе. Комплименты. Дразнилки. Обучение словесному бою с теми, кто дразнится, обзывается. Помочь детям почувствовать, что все люди разные, и это очень хорошо. Если дразнят за отрицательные качества, то придется доказать, что с этим покончено: "Докажи, что ты не жадный, поделись. Или смирись с дразнилкой. Выбирай, что больше нравится" Что такое комплимент? Это приятные, любезные слова. Учимся видеть в других что-то, достойное похвалы, учимся искренне произносить любезные слова. Беседа "Как сделать приятное без вещей?", сказка "Клякса", упражнение "Волшебный стул". Обсуждение "Что может быть неприятным?". Подвести детей к выводу: людям приятна забота, добрый голос, добрые руки, улыбка, внимание. Как относиться к людям. Формирование у детей представлений о добре и зле (добро всегда побеждает зло); о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание качеств личности: щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; чувство взаимопомощи. Вывод: относиться к незнакомому человеку нужно как к хорошему, нельзя обижать человека недоверием, подозрением. Принимаю гостей и иду в гости. Знакомство с правилами гостеприимства. Общение со сверстниками, согласование своей деятельности с деятельностью других людей, воспитание чувства доброжелательности, участия, выработка умения дарить и принимать подарки. Игры и развлечения для гостей (пригласить на занятие родителей). - "Подбери рифму" - "Нарисуй с закрытыми глазами" - "Колечко" - "Садовник" - "Замри" и др. Десять жизненных важностей. Что в жизни самое важное? Что нужно для жизни человеку, а что животному? Без чего нельзя обойтись? Право людей на жизнь, на защиту, на семью, на учебу и др. Чужие секреты. Право каждого на личную тайну, свой секрет. Почему люди имеют секреты? (готовят сюрприз, боятся показаться смешными или др. причины) Неэтично (некрасиво, неприлично) выспрашивать про чужие секреты, рассказывать о них (если узнал случайно или тебе рассказал их сам человек). Размышления детей на тему: "Можно ли читать чужие письма, слушать телефонный разговор, входить без разрешения?" Про слово "надо". Выделение норм взаимодействия человека с человеком. Представьте, что случилось бы на свете, если бы все-все люди - взрослые и дети - забыли это слово. Представили? Когда все делают свои дела, так как надо - получается порядок. "Надо" помогает нам разобраться, что будут делать другие, и тогда не страшно иметь с ними дело. "Надо" - это соблюдение правил, договоренностей, это слово учит думать о другом человеке. - поведение на уроке перемене, - подготовка уроков; - порядок в тетради и портфеле и др. - отношения с учителем и другими людьми. Человек - часть природы. Все имеет право быть! Занятия темы направлены на осмысление отношений человек - природа, определение собственного отношения к миру природы; видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). Кто живет рядом с нами. Я сорвал цветок, И он завял. Я поймал жука, И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к природе можно только сердцем. Как это сердцем? Экскурсия в парк. Правильно ли мы себя ведем? Уроки красоты. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить другим добро и красоту мира. Воспитание доброты и любви. Что такое красота. На различных примерах показать красоту окружающего мира. Рассматривание изделий народных мастеров: Гжель, Жостово, дымковские изделия, шали, кружева, картины. Музыка. Стихи. Цветы. Красота души - доброта. Формирование представлений о том, что доброта, честность, смелость есть проявление красоты души. Подвести детей к выводу: человек узнается по его делам. Сами творим красоту. Культура. Культурная среда. Это, что создано другими, что нас окружает (песни, музыка, одежда, машины). Культура духовная и материальная. У одних домов - цветы, деревья, у других домов - грязно, сломаны скамейки. То, среди чего живут люди - культурная среда. Пословица не зря молвится. Кладезь народной мудрости (о дружбе, трудолюбии, правдивости) На все случаи жизни есть поговорки, пословицы Моя любимая книжка. Каждый может принести любимую книжку. Рассматривание книг, картинок. Чтение некоторых отрывков. Разговор об отношении к книге. Библиотека. Были ли дети в библиотеке? Что запомнили? Игры "Кто быстрей вспомнит?", "Назови сказку". Рисование по сказкам, любимым книжкам. Выставка рисунков "Герои любимых книг". Контрольный урок. Подведение итогов. Отметить достижения детей. Вручение маленьких сувениров. Упражнения "Круг друзей", "Передай тепло", "Передай улыбку", "Я хочу тебе сказать... ". III. Требования к уровню подготовки К концу обучения дети должны -проявлять нормы этикета; -использовать «специальные слова» в речевом общении; -проявлять чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания; -уметь адекватно оценивать собственное поведение, поступки окружающих людей; -иметь навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и др. окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; -быть коммуникабельным, иметь чувство коллективизма IV.Формы и методы контроля Методы контроля – опрос, беседа. Наблюдение за общим развитием ребенка. Формы контроля - контрольный урок. Результат контроля - безоценочный. Методика определения результатов каждого года обучения. Система контроля за развитием умений и навыков дошкольников строится на творческих и игровых заданиях. Раз в полугодие проводятся контрольные уроки. Это подведение итогов. Отметить достижения детей. Вручение маленьких сувениров. Упражнения «Круг друзей», «Передай тепло», «Передай улыбку», «Я хочу тебе сказать…» V.Методическое обеспечение учебного процесса 1. Магнитофон для музыкального оформления и проведения занятий. 2. Записи с лирической, романтической, ритмической музыкой, детские песенки. 3. Настольные игрушки животных. 4. Сюжетные картинки "Что делают дети?", "Кто как поступает?", настольная игра "Что хорошо, что плохо?", набор открыток о птицах, растениях, животных; тексты сказок, стихов, рассказов, загадок Методические рекомендации преподавателям. При работе с детьми необходимо, чтобы занятие проходило весело, доброжелательно, в форме свободной дискуссии. Важно, чтобы ребенок не боялся высказываться, не опасался, что его суждения могут показаться смешными или окажутся неверными. Особенно хотелось предостеречь педагогов: многие высказывания детей могут сильно удивить и озадачить, но отнеситесь к этому с уважением, не осуждайте и не поправляйте ребенка, не навязывайте ему своего мнения, не указывайте, как нужно думать. Лучше всего свести к минимуму прямые объяснения и помочь детям сделать нужные выводы самостоятельно. Не бойтесь варьировать занятие, ориентируясь на уровень подготовки и характерологические особенности детей. На занятиях формируются основные общеучебные умения: - интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного, сравнивать, анализировать и находить ответы на вопросы, делать выводы); - организационные (определять цель деятельности, планировать ее, оценивать полученные результаты); - коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свои мысли в устной речи, выполнять различные роли); - оценочные (учиться оценивать результаты своей работы). Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. VI.Список литературы 1. Ефанова З.А.«Что такое хорошо и что такое плохо» «Корифей» Волгоград 2010 2. Мулько И.Ф.»Этика» для детей 5-7 лет ООО «Т Ц Сфера» М.,2009 3. Они И. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте»Лениздат «Человек» 1991 4. Пикулева Н. Слово на ладошке. М., "Новая школа", 1994. 5.Правила поведения для воспитанных детей/ Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «ИЗД-во «Эксмо», 2005г. 6.Уроки этики. Школа семи гномов. Седьмой год. Годовой курс для детей от 6 до 7 лет. /сост Ю. Дорофеев – М.: 2004г. 7.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционноразвивающие занятия для детей 5-8 лет – М.: АРКТИ, 2004г.