ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБУДО ДШИ пос. Парковый МО Тихорецкий район УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО ДШИ пос. Парковый МО Тихорецкий район Протокол № 3 от « 11 » января 2021г. _______________ М.А.Потапова « 11 » января 2021г. МБУДО ДШИ ПОС. ПАРКОВЫЙ МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Подписано цифровой подписью: МБУДО ДШИ ПОС. ПАРКОВЫЙ МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН Дата: 2021.01.18 14:50:48 +03'00' ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Срок обучения 4 года пос. Парковый 2021г. ПРОГРАММА по учебному предмету: «Хоровое пение» Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета; - Сведения о затратах учебного времени; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Структура программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета « Хоровое пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального фольклора в детских школах искусств. Музыкальное воспитание в нашей стране осуществляется главным образом через детские музыкальные школы, школы искусств, детские хоровые студии, самодеятельные певческие коллективы во внешкольных учреждениях культуры. Хоровое народное пение является распространенным видом музыкального искусства, как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Разнообразный вокальный репертуар включает музыку различный жанров и стилей. Работа на занятиях по дисциплине основывается на целом ряде принципов обучения, таких как: • Доступность, посильность (в освоении певческого материала идти от простого к сложному); • Последовательность (повторять, усложнять); • Системность (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа); • Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен); • Преемственность (умения и знания передавать «от старших младшим»); • Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика). Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, от 7 лет. Недельная нагрузка по предмету «Хоровое пение» составляет 3 часа в неделю. Занятия проходят в групповой форме. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год. Сведения о затратах учебного времени Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Годы обучения Полугодия Количество недель Аудиторные занятия Максимальная учебная нагрузка Затраты учебного времени 1-й год 1 2 16 18 2-й год 3 4 16 18 3-й год 5 6 16 18 48 54 48 54 48 54 48 54 48 54 48 54 Всего часов 4-й год 7 8 16 18 48 48 54 408 54 408 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Хоровое пение» при 4-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в групповой форме. Цель учебного предмета Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о сольном исполнительстве народной песни, формирование практических умений и навыков народного вокала, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Задачи учебного предмета Задачами предмета «Хоровое пение» являются формирование умений и навыков: - выработка навыков певческого дыхания (цепного, цезурированного); - формирование чистого пения и хорошего слуха; - формирование свободной артикуляции, четкой дикции; - формирование объемного вокального звука, ровного голосоведения; - формирование специфических вокальных приемов; - приобретение знаний в области музыкальной грамоты; - воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; - воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе – развитие вокального мастерства на начальном этапе. Структура программы Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация вокальных приемов работы); - практический (освоение вокальных приемов); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Годовые требования Первый год обучения Освоение начальных базовых певческих навыков таких, как: певческая установка, правильное формирование гласных, координация слуха и голоса, певческое дыхание, свободная артикуляция, четкая дикция. 1-е полугодие: Введение в мир детского фольклора через жанры потешного фольклора (потешки, прибаутки). 2-е полугодие: Знакомство с жанрами плясовых и шуточных песен. Подготовка к творческому показу 2х произведений. По окончанию первого года обучения учащийся - соблюдает постановку певческого аппарата; - умеет комбинировать гласные буквы; - интонирует чисто; - знает профессиональные понятия: унисон, комбинированная гласная, диалект, распев, цепное дыхание. Второй год обучения Освоение певческих навыков осуществляется на основе изучения упражнений распевки и в процессе систематической работы над несложными произведениями. Вокально-педагогическая работа на первом году обучения хорового пения предусматривает: - выработку навыков пения в народной манере произведений не широких по диапазону; - развитие навыков владения певческим дыханием; - освоением мягкой и твердой аттак звука; - овладение головным и грудным резонаторами, развитие навыков соединения их дыханием в процессе пения; - освобождение певческого аппарата от зажатости; начало работы по устранению имеющихся дефектов звукообразования; - выучивание упражнений распевки. По окончанию второго обучения учащийся : - умеет исполнять различные по стилю, жанру произведения; - умеет петь чисто; - владеет хорошей дикцией; - владеет цепным дыханием; - знает основные музыкальные термины: жанр, дикция, унисон, цепное дыхание. Третий год обучения Вокально-педагогическая работа с учащимися третьего года обучения схорового пения предусматривает закрепление ранее приобретенных ими навыков и овладение новыми: - расширение диапазона грудного звучания; - освоение всех видов атак: мягкой, твердой, придыхательной; -знакомство с характерными приемами народного звукообразования: огласовка согласных, синтез гласных (комбинированные гласные), вставные междометия, спады и т.д.; - использование приемов округленности звука; - исполнение сольных произведений нюансами форте и пиано в медленном, умеренном, умеренно-быстром и быстрых темпах; - освоение «зычной» манеры пения, характерной для южной и западной зон России, некоторых районов Севера. - подготовка четырех разнохарактерных произведений за второй год обучения. Материалом для вокальной работы на третьем году обучения являются упражнения- распевки и произведения с большим обхватом диапазона, более сложным ритмическим рисунком, требующим большей подвижности и гибкости голоса, а также развитого фонетического слуха. По окончанию третьего года обучения учащийся: - исполняет произведения в различных темпах разными штрихами; - умеет петь элементарное двухголосие («держать» свою партию); - умеет комбинировать гласные; - владеет четкой дикцией; - владеет цепным дыханием; - знает жанры народного творчества. Четвертый год обучения На четвертом году обучения происходит дальнейшее закрепление ранее приобретенных навыков пения и на этой основе осуществляется совершенствование вокальной техники и исполнительского мастерства. Особое место в учебном репертуаре занимают произведения традиционного фольклора. Вокально-педагогическая работа на четвертом году обучения предусматривает: - расширение диапазона голоса обучающегося (за счет освоения навыков пения в головном и смешанном регистрах); - выравнивание регистров голоса; - выработку навыков пения на пиано; - освоение приемов «прикрывания» звука; - освоение специфических приемов народного исполнительства на материале традиционного фольклора. Работа в классе хорового пения должна идти по пути стабилизации вокально-исполнительской техники, углубления знаний в области народнопесенного исполнительства. Особое внимание обращается на осмысленность интонирования музыкально-поэтического текста, на выразительность и образность исполнения. На четвертом году обучения учащиеся также должны подготовить четыре разнохарактерных произведения. На итоговую аттестацию выносится два разнохарактерных произведения и выставляется оценка в свидетельство учащегося. III. Требования к уровню подготовки учащегося Выпускник имеет следующий уровень подготовки: - соблюдает постановку певческого аппарата; - умеет комбинировать гласные буквы; - умеет петь чисто в унисон; - умеет исполнять различные по стилю, жанру произведения; - умеет сценически и раскрепощено исполнять произведения; - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения; - владеет четкой дикцией; - владеет цепным дыханием; - владеет основными приемами звукоизвлечения; - знает жанры народного творчества; - знает профессиональные понятия: жанр, дикция, унисон, комбинированная гласная, диалект, распев, цепное дыхание. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, зачёт, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация проходит в конце учебного года в форме хорового концерта. Итоговая отметка за последний год обучения идёт в документ об окончании музыкальной школы. Критерии оценки При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном (могут быт сольные запевы в произведениях), ансамблевом; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Детский певческий голос уже с первых своих проявлений сориентирован на народную манеру звукообразования, поскольку ребенок поет также естественно, как и говорит. Если мы встречаем у детей какие-либо иные манеры звукообразования, то они, как правило, связаны с тем, что ребенок подражает тем или иным модным течениям. В некоторых случаях это приводит к неестественности звукообразования, разрушению индивидуальных певческих данных ребенка. Одним из способов устранения неестественности звукообразования является применение речевых упражнений или скороговорок. Произнесение их сопровождается внимательным вслушиванием учащегося и педагога в звучание. Педагог должен при этом обращать внимание ученика на удачно и естественно звучащие гласные, вести своего подопечного от произнесения простых, коротких до более сложных, продолжительных звуков. Пропевание упражнений и произнесение скороговорок в быстром темпе способствует выявлению индивидуальных природных качеств тембра голоса, естественности работы мышц голосовых связок, гортани, мягкого нёба, укладки языка, губ. Это связано с тем, что в быстром темпе у учащегося не успевает срабатывать подражательный рефлекс и проявляются его индивидуальные природные задатки. Особое внимание следует обращать на то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого напряжения мышц связок и гортани. Не следует искусственно добиваться громкого звучания. Необходимо стараться найти близкий, полетный светлый звук. Для этого не рекомендуется при работе со скороговорками широко открывать рот или делать купол во рту, поднимая мягкое нёбо, так как при этом звук не концентрируется на верхних передних зубах, а «расплывается» в большой полости рта. «Осветленности» звука способствует также и осветленное выражение лица, близкое к улыбке состояние губ. От правильного определения типа голоса зависит очень многое: естественность режима работы голосовых связок, здоровье голосового аппарата и выносливость певца при больших нагрузках и, главное – перспектива развития голоса. В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направлены на усвоение основных навыков: закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате учащегося правильной певческой установки, координации слова и звука, развитию слухового внимания (главного средства самоконтроля), нахождению высокой певческой форманты и закреплению высокой позиции и опоры звука на освоенном участке диапазона. Особое внимание необходимо уделять развития певческой воли. Певческая воля возбуждает эмоциональный тонус и темперамент певца, придает ему уверенность в своих силах и помогает руководить процессом пения через осознанные волевые приказы. Характеристика народной (бытовой) манеры пения: Открытый способ голосообразования: Речевая манера голосоведения; Вибрато, как следствие естественного (в речи) колебания голосовых складок в процессе безусловно-рефлекторного речепения; Артикуляция речевая; Выразительные приемы устной традиции; Однорегистровое пение в диапазоне приблизительно октавы; Пение на местном наречии. При обучении народному пению, необходимо осознать, что современное профессиональное народное пение, по отношению к аутентичному, вторично и имеет свою художественную природу, соответствующую жизненным задачам, которые оно выполняет. Приложение Упражнения певческого дыхания 1. 2. 3. 4. «Надуй свой шарик» «Понюхай цветок» «Сдуваем пушинки с одуванчика» или «Сдуваем снежинки с рукавички» «Шарик лопнул» Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи Часть 1. 1. Проговорить несколько раз, плотно сжимая губы мышц: П – Б, П –Б, П – Б, П – Б и т.д. 2. Активно работая кончиком языка сказать: Т – Д, Т – Д, Т – Д, Т – Д и т.д. 3. Работает корешок языка, проговорить несколько раз: К – Г, К – Г, К – Г, К – Г и т.д. 4. «Сорока сплетница» - передается услышанный разговор: «Трррррррррррр, трррррррррррр!» 5. «Звонок» (дыхание толчками) «Рь – рь – рь – рь» 6. Говорим: Сссссссссссссс – представляем, что дует ветер; Шшшшшшш – шумит лес; Жжжжжжжж – жужжит пчела; Жь –жь –жь жь – прилетел шмель. Часть 2. Тренировка согласных: П – Б, Т – Д - Пес Полкан попал в капкан ; - Бобр добр на бобра; - Трактор всюду поспевает – пашет, сеет, убирает, Пилит лес, корчует пни – только делай, что смотри; - Дед Данила делил дыню – дольку Дине, дольку Диме. Тренировка согласных: В – Ф, С – Ш, Ж – Ч, Ц – Щ - Подарили Вареньке варежки, да валенки; - Наш Филат не виноват, у Филата мама виновата; - У Сени и Сани в сетях сом с усами; - Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши; - У еже – ежата, у ужа – ужата; - Чешуя у щучки, щетинка у чушки; - Ценит цепь косей на косовице; - Щипцы да клещи – вот наши вещи. Тренировка согласных: К, Г, Л, М, Р - Кукушка кукует, кукует в лесу: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку. - В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка; - Королева Клара строго ругала Карла за кражу коралла; - Маланья-болтунья молоко болтала, выболтовала, да не выболтала. VII. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список учебной литературы Пашина О. Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением. – Спб, 2014 Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. – Спб, 2008 Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. -Хрестоматия Спб., 2008 Старинные казачьи песни – А., 1991 Арешко В.Заселение и жизнь казаков на Кубани, отражённые в песенном творчестве. – К., 2007 Рытов Д.А. На родимой на сторонке. Ярославль 2006 Камаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники. «Лайда», 1994 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды.– М., 2003 Хрестоматия русской народной песни. Под ред. Меканиной Л., «Музыка», 1991 Ткаченко П. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008 Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. М., 1978 Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997 Список методической литературы Дубогрызова Г.Н. Фольклорный материал. Учебное пособие. Армавир, 1998 Дубовик С.В. Методическое пособие. Екатеринбург,2008 Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. Программа для ДШИ и ДМШ. – М., 2011 Дополнительные дидактические материалы Видео- и аудиоматериалы: - аудио записи этнографических исполнителей и коллективов; - телевизионные передачи - экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей. ПРОГРАММА по учебному предмету «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; II. Содержание учебного предмета - Этапы обучения; - Учебно-тематический план; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Материально-технические условия реализации программы VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; - Дополнительные дидактические материалы. I. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество» разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств. Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является одним из основных предметов общеразвивающей образовательной программы «Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное музыкальное творчество» дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы; - воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Программа ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса; осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе. Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. 2. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся Срок реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи лет, составляет 4 года. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Народное музыкальное творчество»: Срок обучения 4 года (1-4 классы) Максимальная учебная нагрузка 262 часа Количество 131 час часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную 131 час (самостоятельную) работу 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в форме групповых занятий численностью от 11 человек. Для учащихся 1-4 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» предусмотрены один раз в неделю по 1 часу. 5. Цель учебного предмета Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества. Задачами предмета являются: - освоение различных жанров народного устного и творчества, формирование круга представлений музыкального о народных традициях и устоях; - обучение навыкам восприятия фольклорного материала; - обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному; - приобщение детей к совместным формам творческой деятельности; 6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное музыкальное творчество» Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала); - наглядный (показ, демонстрация музыкального материала); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого); - прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Этапы обучения Этапы обучения Подготовительный Возраст Срок детей реализации 7-9 лет 1 год (1-й класс) Задачи Ведение в народное искусство. Знакомство с материнским фольклором, народным календарём, обрядами и обычаями. Начальный 8-10 лет 1 год (2-й класс) Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. Знакомство календарными с жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями. Основной (3-4 классы) 10-12 лет 2 года Формирование устойчивого интереса к творчеству. освоение народному Комплексное традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Знакомство со всеми группами жанровыми песенного инструментального и фольклора. Учебно-тематический план Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося. Первый год обучения № п/п Тема Количество часов 1. Народный календарь, осень. Темы: осенние 4 хлопоты; встреча осени, осенины; возжигание нового огня; равноденствие, рябинник. 2. Быт и уклад. Темы: труд в поле и дома; осенние 2 заготовки на зиму. 3. Материнский фольклор. Темы: колыбельные 4 песни; пестушки, потешки и прибаутки. 4. Музыкально-фольклорные игры. 6 5. Народный календарь, зима. Темы: обычаи и 4 обряды Святок, Рождества; колядования и ряжения; масленица. 6. Быт и уклад. Темы: дом – изба и терем, части 4 дома, домашняя утварь. Предназначение украшения жилища. 7. Народный календарь – весна. Темы: обычаи и обряды весеннего земледельческого 4 календаря; жаворонки; равноденствие; Егорий – вешний. 8. Быт и уклад. Народный народные ударные инструменты. костюм. Русские 4 9 Фольклорные традиции своего региона 2 Всего: 34 . Второй год обучения № п/п 1. Тема Количество часов Народный календарь – осень. Темы: осенние 4 обряды «Дожинки», «Последний сноп»; приметные деньки народного календаря (новолетие, «журавлиное вече», равноденствие, покров, ледостав и т.п.) 2. Быт и уклад. Темы: русская свадьба, свадебная 4 игра. Фольклорная композиция «кукольная свадебка». 3. Народный календарь – зимние обряды. Темы: калядования, посиделки, ряжения, 4 гадания, подблюдные песни. Фольклорная композиция «Пришла коляда накануне Рождества». 4. Детский фольклор. Темы: загадки, пословицы и поговорки, дразнилки, страшилки; 4 сказки, музыкальные элементы сказки. 5. Музыкально-фольклорные игры. 4 6. Народный календарь – зимне-весенние традиции. 4 Темы: Масленица. Дни масленичной недели, блины, масленичные катания, гостевание; фольклорная композиция «Масленица» 7. Жанры народной весенние и летние музыки. Темы: хороводы, хороводы, хороводные 4 игры. Русские народные духовые инструменты. 8. Народный календарь – весенние традиции и 4 обряды. Темы: встреча Весны, встреча птиц «Сороки», пост и Пасха, Красная горка, обряд окликания молодых. 9. Фольклорные традиции своего региона. 2 Всего: 34 Третий год обучения № п/п Тема Количество часов 1. Народный календарь – осень. Темы: приметные 4 деньки. Семён – летопродавец, осенины, новолетие; вторые осенины, «бабье лето», Рождество Богородицы; Покров. 2. Быт и уклад. Темы: свадебная игра. Сватовство, 4 девичник, приданое, приезд свадебного поезда, выкуп, венчание, традиции свадебного пира. 3 Музыкально-фольклорные игры. 4 4. Жанры народной музыки. Темы: былины и 4 скоморошины; искусство скоморохов. 5. Народный календарь - зима. Темы: зимний солнцеворот, Рождество Христово, 4 вертеп. Фольклорная композиция «Вертеп». 6 Жанры народной музыки. Темы: колядки, 4 Христославия, подблюдные песни, зимние хороводы. Русские народные духовые и струнные инструменты. 7. Быт и уклад. Темы: Традиции Великого поста. 4 Духовные стихи, Постовые (говейные) хороводы. Приготовление к Пасхе. 8. Народный календарь – весенне-летний цикл. 4 Темы: Приметные деньки - Герасим-грачевник, Сорок мучеников Севастийских, Средокрестье, Благовещение, Вербное Воскресение. Фольклорные традиции своего региона. 9. 3 Всего: 34 Четвертый год обучения № п/п 1 Тема Всего часов Народный календарь – осенние традиции и 4 обряды. Темы: обряд «Похороны мух», Воздвиженье, третья встреча осени, окончание уборки урожая, капустники. Фольклорная композиция «Капустник». 2 Быт и Региональные уклад. Жилище различия и русской утварь Темы: 4 деревенской архитектуры; орудия труда земледельца, народные промыслы, русская игрушка (тряпичная, соломенная, деревянная и глиняная). 3 Музыкально-фольклорные игры. 4 4 Жанры народной музыки. Темы: лирическая 4 протяжная песня, шуточные и плясовые песни, русская частушка. Народные инструменты – гармони. 5 Народный календарь – зима. Традиции святых и 4 страшных вечеров. Святочные посиделки, целовальные игры. Фольклорная композиция «Раз в крещенский вечерок». 6 Семейные праздники и обряды. Темы: родины, крестины, именины, свадьба, проводы в рекруты, 4 похоронный и поминальные обряды. Быт и уклад. Народный костюм. Региональные 7 2 особенности народного костюма Народный календарь – весенне-летний цикл. 8 4 Темы: первый выгон скота – Егорьев день (Георгий Победоносец), Троицкая неделя, Иван Купала. 9 Фольклорные традиции своего региона. 4 Всего: 34 III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения программы «Народное музыкальное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников; - знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей; - знание специфики средств выразительности музыкального фольклора; - знания музыкальной терминологии; - умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор; - владение навыками записи музыкального фольклора; - умение применять теоретические знания в исполнительской практике. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации). В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения. Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, она приравнивается к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры. График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану. Содержание аттестации - приметы народного календаря, -народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла, -семейно-бытовые обычаи и обряды, -жанры устного и музыкально-поэтического творчества, -классификация народных музыкальных инструментов, -быт и уклад жизни русского народа. 2. Критерии оценки 3 («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный. 4 («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный. 5 («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся. Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»: - рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни); - слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ; - практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора; - постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану; - музыкально-фольклорные игры; - посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций; - посещение фольклорных праздников. Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки. Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру методику любой этнографической местности, реализовать музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций. VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Народное музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями. Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает: – учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано; – учебные парты/столы; – звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер); – библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс). В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, инструментов. своевременного обслуживания и ремонта музыкальных VII. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список учебной литературы Пашина О. Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением. – Спб, 2014 Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. – Спб, 2008 Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. -Хрестоматия Спб., 2008 Старинные казачьи песни – А., 1991 Арешко В.Заселение и жизнь казаков на Кубани, отражённые в песенном творчестве. – К., 2007 Рытов Д.А. На родимой на сторонке. Ярославль 2006 Камаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники. «Лайда», 1994 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды.– М., 2003 Хрестоматия русской народной песни. Под ред. Меканиной Л., «Музыка», 1991 Ткаченко П. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008 Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. М., 1978 Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997 Список методической литературы Дубогрызова Г.Н. Фольклорный материал. Учебное пособие. Армавир, 1998 Дубовик С.В. Методическое пособие. Екатеринбург,2008 Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. Программа для ДШИ и ДМШ. – М., 2011 Дополнительные дидактические материалы Видео- и аудиоматериалы: - аудио записи этнографических исполнителей и коллективов; - телевизионные передачи - экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей.